Фотоальбом
Искать на сайте:    
Теплоходы
  Вернуться в раздел  
"Илья Репин"

Из личного архива Печиневского Яна
 
Из фондов музея ММП
Экипаж 1964 год
Из фондов музея ММП
Из фондов музея ММП Из фондов музея ММП Из фондов музея ММП Фото из газеты "Арктическая звезда" г.Мурманск
в Териберке.

        Грузопассажирский пароход "Илья Репин". Водоизмещением 2150 тонн, длина 77 метров, ширина 10,9 метра, осадка 4 метра, скорость 15 узлов, имел две паровые машины общей мощностью мощность 1900 л/с, пассажировместимость 185 мест, грузовместимость 40 тонн, экипаж 56 человек (14 командный состав).
        Спущен на воду в 1927 году на судоверфи "Stettiner Oberwerke AG " в городе Штеттин ( Германия ), под именем "Rugard".
        С 1950 переведен на баланс ММП. Работал на скорой линии Мурманск - Архангельск - Мурманск делая по 22 захода в портопункты побережья Баренцева и Белого морей.
        В зимнее время пароход работал на линии Мурманск - Йоканьга - Мурманск.
        Пароход выполнял рейсы в Линахамари и Озерко. Перевозил рыбаков, военных моряков и пограничников.
        За 18 лет эксплуатации в ММП п/х "Илья Репин" перевез более 440 000 пассажиров, более 35 000 тонн народно-хозяйственных грузов, прошел более 400 000 миль. За последние 10 лет эксплуатации, Репенцы сэкономили более 750 000 рублей по статьям расхода.

        Пароход был кузницей кадров. На нем прошли обучение и повысили квалификацию более 400 моряков. Из экипажа п/х "Илья Репин" вышли и в последующие годы работали 21 капитан дальнего плавания, из них один Герой Социалистического Труда, четыре партийных работника, три капитана наставника, два заместителя начальника пароходства и Министерства морского флота.
        5.10.1968 года "Дедушка пассажирского флота", последний из могикан парового флота, славный труженик Советского Заполярья снискавший признательность и благодарность жителей побережья Баренцева и Белого морей, моряков Краснознаменного Северного ВМФ, был передан Запорожскому заводу "Радиоприбор" для дальнейшей эксплуатации.


        Сорок лет назад, в июле 1966 года с группой курсантов Ленинградского мореходного училища (ЛМУ) я прибыл в Мурманск для прохождения годичной плавательной практики на судах пароходства. Меня и еще двух курсантов третьего курса Валентина Кустова и Василия Дмитрова направили на знаменитый по всему Северу пароход "Илья Репин", который уже тогда называли "дедушкой пассажирского флота". А после окончания ЛМУ в марте 1968 года я вновь пришел на это же судно, но уже в должности третьего штурмана, и работал на пароходе до передачи его и перегона по рекам в город Днепропетровск, где ему была уготовлена участь развеселого плавучего ресторана.
      До войны "Rugard" работал на линиях Балтийского и Северного морей, совершая рейсы на расстояния до 1000 морских миль, перевозя пассажиров и грузы для Германии. Судно отличалось своим мощным клепанным корпусом из знаменитой крупповской стали и безотказностью работы паровой машины. Но прежде всего его узнавали в портах Германии по знаменитой трубе и мощному паровому тифону, звук которого был слышан на многие морские мили. К 1939 году Германия располагала крупным торговым и пассажирским флотом.
      Начало второй не стало неожиданностью для немецких судоходных компаний. Капитаны судов имели секретные инструкции на случай "чрезвычайных обстоятельств". Практически все пассажирские суда в начале войны были возвращены в порты Германии, где их быстро переоборудовали под базы подводных лодок, плавучие казармы, госпитали, мастарские, а затем рассредоточили по разным портам: Киль, Гамбург, Данциг, Готенфаген, Штеттин, Бременхафен, Фленсбург и другим. По существу, большинство пассажирских судов Германии отстаивались в гаванях не принимая участия в операциях на морских театрах войны. Пароход "Rugard" во время войны использовался как по назначению, так и в качестве госпитального судна и считался личной яхтой Германа Геренга рейхсфюрера гитлеровской Германии.
      Война, как известно, закончилась победой антигитлеровской коалиции над фашисткой Германией. Судьба Германского флота решалась на Потсдамской конференции трех держав в конце июля - начале августа 1945 года где были определены принципы распределения германского флота среди союзников. Часть германских пассажирских судов перешла под советский флаг.
      Пароход "Rugard" в счет репараций был также передан СССР. После передачи судно прошло переоборудование и было названо именем великого русского художника - "Илья Репин", а затем отправлено в порт Ленинград.
      26 июня 1945 года вышло постановление СНК СССР о реорганизации Гидрографического института в Высшее арктическое морское училище Главсевморпути (ВАМУ). Все студенты Гидрографического института, учившиеся в то время, стали курсантами ВАМУ. Для обеспечения практики курсантов училищу были переданы пассажирский пароход "Илья Репин" и две парусно-моторные шхуны ледового класса "Профессор Визе" и "Академик Шокальский". В дальнейшем ВАМУ было преобразовано в ЛВИМУ имени адмирала С.О.Макарова, ныне - ГМА.
      Вот что вспоминает о пароходе "Илья Репин" капитан ММП Семен Лазаревич Либеров:
      "Тогда в 45-м в арктическом училище не было общежития. Все курсанты жили в громадном куполообразном здании бывшего Гидрографического института на Заневском проспекте. Вначале - в актовом зале, позже - под самым куполом. Но там надо было размещать лаборатории, и кому-то пришла в голову гениальная идея поселить курсантов на пассажирском пароходе "Илья Репин". Он стоял у причала не далеко от 16-й линии Васильевского острова. Судно было вполне комфортабельным: каюты трех классов, музыкальный салон, прекрасный ресторан. Он казался курсантам просто раем ...."
      Но не долго длился рай для курсантов. На Севере в Мурманске надо было налаживать пассажирские перевозки вдоль побережья Баренцева и Белого морей. Так пароход получил свою новую прописку - порт Мурманск, Мурманское морское пароходство.
      Более 18 лет судно обслуживало побережье Белого и Баренцева морей. На линиях Мурманск - Архангельск, Мурманск - Йоканьга, Мурманск - Озерко и других были перевезены сотни тысяч пассажиров и тысячи тонн груза. Сотни жителей побережья каждый раз с нетерпением ожидали, когда же на горизонте появится знаменитая труба "Ильи Репина" или зазвучит его гудок. Судовое сообщение было единственным видом связи с материком. Пароход всегда ждали с любовью и нетерпением.
      Когда судно уходило из Мурманска в свой последний рейс, капитан порта Юрий Львович Попов лично сообщил на все суда, стоявшие в порту и на рейде, что пароход "Илья Репин" уходит из родного порта навсегда. Это были незабываемые минуты. Как только были отданы последние швартовы, началось что-то невообразимое. Сначала начали гудеть судовыми тифонами и свистками катера АСПТР, буксиры, портовый флот и суда ВМФ, стоявшие у морского вокзала. Затем мощно заревели ледоколы и суда поставленные на СРЗ, к ним подключились все суда, стоявшие в порту и на рейде, а по мере движения судна по заливу к этому реву судовых тифонов и свистков подключились гудки паровозов и клаксоны автомобилей.
      На душе творилось что-то необычайное. Помимо воли на глаза наворачивались слезы и мурашки бежали по телу. Я стоял на мостике и видел, как катились слезы у морских волков - капитанов Николая Павловича Показанова и Василия Ивановича Игауна, которые провожали любимое судно в его последний рейс. И в этих гудках судов, паровозов и машин была выражена человеческая любовь и уважение к знаменитому труженику - пароходу "Илья Репин".
      С судьбой судна на прямую были связаны тысячи человеческих судеб. Многие командиры, прошедшие школу "Ильи Репина", стали известными капитанами и старшими механиками, а сотни членов экипажа и тысячи людей с побережья с благодарностью вспоминают ту неповторимую атмосферу, которая существовала на славном и легендарном судне. Память о дедушке пассажирского флота и тех временах осталась в экспонатах и фотографиях, которые хранятся в музее Мурманского морского пароходства. А для меня пароход "Илья Репин" прежде всего напрямую ассоциируется с его славным экипажем, а также с моими первыми капитанами - Николаем Павловичем Показановым и Василием Ивановичем Игауном, прекрасными людьми и непревзойденными моряками-профессионалами, давшими многим судоводителям, в том числе и мне, путевку в большую капитанскую жизнь.

Капитан-наставник СБМ
Вячеслав Кисляков

  Из личного архива Фасхутдинова С.А.           Из личного архива Фасхутдинова С.А.
Билет на пароход "Илья Репин" от 06.10.1957 года.
 

Вернуться в раздел  

Rambler's Top100       Рейтинг@Mail.ru
Хостинг от uCoz